Воспитательная работа - WEBSITE X5 UNREGISTERED VERSION - Школа №60

Перейти к контенту

Главное меню:

Воспитательная работа

КРУЖОК «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

I. Пояснительная записка


Программа кружка «Мой край Родной» предназначена для учащихся первых классов основной общеобразовательной школы.
На изучение курса отводится 33 часа в год (1 час в неделю).
Изучение родного края — это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся. Поэтому изучение краеведения в школьной программе необходимо начинать с первого класса.


II. АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

III. Цель и задачи программы

Цель:
Уяснить неразрывную связь, единство истории своего города, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- воспитательной – формирование нравственного и эстетического отношения к окружающему миру путем приобщения к истории своего народа , восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
- технической – освоения практических приемов и навыков в поисковой мотивации.
Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.


Занимаясь кружковой деятельностью, учащиеся должны не только увидеть красоту нашей земли, но и узнать о людях, живущих рядом с нами сейчас и о тех, кто жил раньше. Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся , формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.

IV. Принципы построения программы:
1. Принцип деятельности: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
2. Принцип целостного представленияо мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип доступности, последовательности и систематичности обучения и воспитания: Занимаясь в студии, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
4. Принцип вариативностипредполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
5. Принцип творчества(креативность) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

V. Общая характеристика учебного предмета
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем.
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Методы:
-беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс».
Участники программы: дети от 6,5 до 8 лет, психолог, учитель и родители учащихся.
Родители учащихся Учителя школы Психолог школы
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.Участие в проведение занятий
кружка.
Проведение занятий, конкурсов, викторин, организация экскурсий .Проведение диагностики усвоения материалаучащимися.
Проведение праздников.
Оказание психологической поддержки учащимся и родителям.Консультации для родителей по вопросам
Формы и режим занятий: сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию творческих способностей являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие высокой мотивации учебного процесса;
- развитие всех форм мышления младшего школьника;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию творческих способностей следующие умения:
- обучение умению ставить цели;
- характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- организовывать свою деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- творчески откликаться на события окружающей жизни.

Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе)/ Программа рассчитана на детей 6,5 -8 лет, реализуется за 1год. Количество учащихся составляет 15-20 человек.

VII. Содержание программы.
Программа кружковой работы предполагает формирование понятий у учащихся о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, республике. Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом, районом, областью, Россией!!!
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
«Я и моё Отечество»
«Я и моё село»
«Я и моя школа»
«Я и моя семья»
«Я и природа»

НАПРАВЛЕНИЕ — «Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО»
Задача
Содержание деятельности
Изучение истории и культуры России, Краснодарского края и Северского района

Беседа «С чего начинается Родина?!»
«Государственные символы России» (рассказ о флаге и гербе России)
«Символика Краснодарского края»
«Заочное путешествие по местам Северского района» (изучение местности при помощи карты)

5. Праздник предков «Широкая масленица» (участие в ярмарке и в празднике «Проводы зимы)

6. Операция «Радость пожилым людям» (поздравление бабушек и дедушек с Днем Пожилых людей)

7. «Мы — Земляне» ( Конкурс рисунков и поделок ко дню космонавтики).

НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЁ СЕЛО»

Задача

Содержание деятельности
Воспитание любви к своей малой Родине, бережливого отношения к своему селу 1. История родной станицы2. «Биография моей улицы»(Конкурс рассказов)3. «Никто не забыт, ничто не забыто!»

(Экскурсия на памятник, участие в митинге, посвященного 9 мая)

4. «Где работают наши мамы и папы» ( Беседа о предприятиях станицы Смоленской и Северского района).

5. «День Победы»

Акция

6. «Каждому уголку села – заботу и внимание»

НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЯ ШКОЛА»

Задача

Содержание деятельности
Изучение истории и традиций своей школы, приобщение к культуре поведения 1. Экскурсия первоклассников по школе, знакомство с сотрудниками школы.2. Операция «Родной школьный двор»

3. Участие в традиционных школьных делах (День Учителя, день рождения школы).

4. «История моей школы»

5. Встречи с учителями и сотрудниками школы

6. «Книжки и тетрадки содержи в порядке»


НАПРАВЛЕНИЕ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Задача

Содержание деятельности
Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой

«Наши мамы лучшие на свете»
( поздравления мамам к 8 марта)

2. «Моя родословная» (создание простейшего родословного древа)

3. «Традиции нашей семьи» (семейные обычаи и праздники)

4. « Папы разные нужны…» (поздравление пап с 23 февраля)

5. «Мой дом – моя крепость» (конкурс рисунков)

НАПРАВЛЕНИЕ «Я И ПРИРОДА»


Задача

Содержание деятельности
Пропаганда экологических знаний 1. Операция «Внимание, снегири!» (изготовление кормушек для птиц)2. Беседа на тему: «Хлеб — всему голова»3. Конкурс стихов «Люблю природу русскую».

4. «Красная Книга Краснодарского края»

5. Беседа о культуре поведения в природе.

6. Мероприятие — «Береза – символ России»

7. «Осень золотая» (Осенние и весенние экскурсии «Какого цвета моя малая Родина?»)

8. «Весенняя капель».

VIII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ознакомление детей с историей родного края и села, традициями и культурой.
Воспитание у детей любви к своей малой Родине.
Развитие чувства патриотизма.
Наличие у детей экологических знаний.
Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости.
Сплочение детского коллектива.
Развитие активности детей, их творческих способностей.


Учащиеся будут знать:
-историю своего родного края;
-традиции русского народа и семьи,
-правила поведения в природе.
Учащиеся будут уметь:
-вести наблюдения в природе;
-выполнять правила поведения в природе;
-работать в семейных архивах совместно с родителями;

Учащиеся будут воспитывать в себе:
-бережное отношение к своей стране, своему селу, к школе, к природе;
-чувство гордости за свой край, за успехи своих земляков.
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
При организации занятий будут учитываться возрастные особенности учащихся Приобретаемые знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм дополнительных занятий во внеурочное время.

Внеурочная деятельность по духовно- нравственному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Тематическое планирование занятий кружка«Мой край Родной»
(33 часа из расчёта 1 час в неделю).
1.«С чего начинается Родина?!»
Познакомить с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;
2.«Государственные символы России»
— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
оценивать свои достижения на уроке.
3.«Символика Краснодарского края»
— сравнивать, различать и описывать герб и флаг Кубани; — рассказывать о малой родине;
— отвечать на итоговые вопросы
4.«Осень золотая»
В ходе экскурсии усвоить, в какой последовательности сменяются времена года; научиться узнавать время года по характерным признакам.
5.«Радость пожилым людям»
поздравление бабушек и дедушек с Днем Пожилых людей, учить уделять внимание старшему поколению
6.История родного села
Познакомить с картой ст.Смоленской, с первоначальными сведениями о народах ее населяющих.
7.Биография моей улицы
Познакомить с первоначальными сведениями о названиях улиц
8.«Где работают наши мамы и папы»
Способствовать развитию у учащихся воображения, внимания, интереса к различным профессиям
9«Каждому уголку села – заботу и внимание»
Сформировать у учащихся представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; убедить в необходимости соблюдения чистоты в доме, селе, природном окружении; обеспечить элементарный опыт анализа экологической проблемы.
10.«Дом моей мечты»
Развивать творческую инициативу детей; наблюдательность; воображение .
11.«Школа – это наш дом…»
Изучение истории и традиций своей школы, приобщение к культуре поведения; воспитывать уважение к работникам школы
12.«История моей школы»
13.«Книжки и тетрадки содержи в порядке»
Учить проявлять интерес к творческим успехам товарищей; способствовать развитию аккуратности; учить организовывать свою деятельность
14.«Мой дом – моя крепость»
Расширить представление о разновидностях способов изображения увиденного.
15.«Моя родословная»
Развивать представления детей о времени; учить устанавливать связь между поколениями своего рода; составлять простейшее родовое древо.
16.«Традиции моей семьи»
. Расширить представления учащихся о семейных обычаях и праздниках
17.«Внимание, снегири»
Пропаганда экологических знаний Развитие активности детей, их творческих способностей.
18.«Хлеб – всему голова»
Закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
19.«Люблю природу русскую»
Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе.
20.«Красная Книга Краснодарского края »
Способствовать развитию наблюдательности за растительным и животным миром.
21.«Береза-символ России»
Развитие наблюдательности за растительным миром. Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе.
22.«Папы разные нужны…»
Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой
23.Как вести себя в природе
Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе. Уметь выполнять правила поведения в природе.
24.«Наши мамы лучшие на свете»
Способствовать усилению роли семьи в формировании активной жизненной позиции ребенка, налаживанию плодотворных связей между семьей и школой
25.«Широкая масленица»
Сформировать у детей представление о народном празднике; развивать Сплочение детского коллектива.
26.«Весенняя капель»
Наличие у детей экологических знаний. Учить видеть красоту природы, осознавать необходимость бережного отношения к природе
27.«Мы – земляне»
Сплочение детского коллектива.Развитие активности детей, их творческих способностей.
28.Традиционные школьные праздники
Изучение традиций своей школы, приобщение к культуре поведения; проявлять активное участие в жизни школы.
29.Встреча с учителями и сотрудниками школы
Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости.
30.«Никто не забыт, ничто не забыто»
Учить проявлять интерес к творческим успехам товарищей; организовывать свою деятельность
31.«День Победы»
Развитие чувства патриотизма; уделять внимание старшему поколению
32.«Родной школьный двор»
Учить проявлять интерес к творческим успехам товарищей; организовывать свою деятельность; принимать активное участие в благоустройстве школьного двора.
33.Заочное путешествие по местам Северского района
Изучение местности при помощи карты

IX. Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.Борисов В.И. Занимательное краеведение. – Краснодар: Кубанское книжное издательство, 2005.
2.Гринь Л. Природа родного края: учебное пособие по кубановедению для младших школьников. – Краснодар: 2004.
3.Мирук М.В., Науменко Т.А. Введение в историю Кубани. Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2000.
4.Ярославцев А. Здравствуй, школа. Сборник сценариев, песен и стихов о школе. – Краснодар: 1994
5.В.Харченко,А.Харченко, А Кистерев « У подножья Собера»(история Северского района с древнейших времен), 2005г.
6.В.Харченко «О чем молчит Собер» ( занимательное краеведение), 2007г
7. В.Харченко, В. Овечкин, н.И.Чеботарева «Станица Смоленская» ( история развития с древнейших времен), 2007г.
8. Материалы местной газеты «Зори».
9. Красная книга Краснодарского края. Сост.: Нагалевский Г.Я. Краснодар, 1994
10. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на Северо-западном Кавказе. Краснодар, 1989.
11 Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. «Владос», Москва, 2002.

2. Печатные пособия
Энциклопедии , таблицы и технологические карты, , гербарии, предметные рисунки
3. Технические средства обучения
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
4.Экранно-звуковые пособия
Материалы на CD и DVD носителях.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню